Мой сайт
Категории раздела
Новости [77]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Ministerswto
  • проблем
  • StenaLine
  • наконец
  • UNIQUE
  • Категории
  • Суббота, 23.11.2024, 06:35
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная | Регистрация | Вход
    Главная » 2010 » Апрель » 10 » Любимые герои" НЕЗНАЙКА"
    18:22
    Любимые герои" НЕЗНАЙКА"
    А какая у нашего героя широта интересов!

     


    Не знать Незнайку невозможно. Если даже судьба
    обошла вас стороной, не подарив встречу со сказочной трилогией Николая
    Николаевича Носова, герой с таким именем наверняка известен хотя бы
    понаслышке. Впрочем, зачем доверяться слухам, когда мы готовы
    предоставить вполне конкретную и достоверную информацию?

    Итак, Незнайка — самый известный коротышка Цветочного города. И хотя там
    живёт множество достойнейших малышей и малышек, среди которых и учёный
    Знайка, и знаменитый механик Шпунтик, и талантливый музыкант Гусля,
    именно балбес и непоседа Незнайка известен в городе всем и каждому.

    Во-первых, потому что, увидев
    хотя бы раз, его невозможно забыть. Вызывающе пёстрый и яркий наряд и
    нестандартное, можно даже сказать, агрессивное поведение выделяют его в
    любой толпе.

    Кроме того, он известный врун, хвастун и лентяй.

    И хотя Незнайке далеко до идеального коротышки,
    почему-то именно этого неумёху и враля Николай Николаевич Носов выбрал в
    главные герои трёх своих сказочных романов.

    Вот и спросите — почему? А мы ответим — из-за обаяния! Да! Того самого
    обаяния, что делает коротышку неотразимо привлекательным и даёт ему
    возможность с первой же минуты завоевать читательское сердце.

    К тому же Незнайка подвижен, любопытен, открыт, общителен и отнюдь не
    лишён талантов.

    Судите сами, первый раз взяв в руки кисти и краски, он за одну ночь
    нарисовал портреты всех своих друзей. Ну, а то, что он работал скорее в
    жанре шаржа, нежели реалистического портрета, говорит, на наш взгляд,
    только о своеобразии художественного дара.

    Или его поэтические опыты. Ведь буквально накануне он ещё не знал, что
    такое «рифма», а решил вот посвятить себя литературному творчеству, и,
    можно сказать, сразу же создал стихотворные шедевры:




      Торопыжка был голодный,

      Проглотил утюг холодный.





    Или:




      У Авоськи под подушкой

      Лежит сладкая ватрушка.




    Подумать только, какая сила воображения, какая экспрессия!

    Сравните эти поэтические строки хотя бы с виршами поэта Цветика:




      Огромный шар, надутый паром,

      Поднялся в воздух он недаром,

      Наш коротышка хоть не птица,

      Летать он всё-таки годится.

      И всё доступно уж, эхма!

      Теперь для нашего ума!




    Гениально, конечно, особенно последние две
    строки. Но ведь Цветик профессионал, тогда как Незнайка сделал лишь
    первые шаги на поэтическом поприще.

    А какая у нашего героя широта интересов! Едва он отложил в сторону кисти
    и краски, ещё в воздухе носились отзвуки его поэтических опытов, а он
    уже сидел за рулём газированного автомобиля, который соорудили Винтик и
    Шпунтик. И даже не зная толком, как же этот автомобиль устроен, Незнайка
    с первого раза смог не только его завести, но и прокатиться с ветерком
    по всему городу. Да, конечно, некоторые городские сооружения немного
    пострадали, некоторые — были снесены, да и сам автомобиль, слетев с
    обрыва, утонул в реке, но… И ещё раз повторим — но! — все встреченные по
    дороге малыши и малышки остались живы, да и шофёр уцелел! И это
    несомненное достижение.

    Вот такой он, Незнайка, разносторонний, любознательный,
    неунывающий и, главное, невероятно, даже как-то поразительно похожий
    буквально на любого (совсем даже не сказочного, а реального) мальчишку.


    Собственно, в этом и состоит, как сейчас говорится, главная «фишка»
    Николая Николаевича Носова. Ведь его Незнайка, по сути своей, —
    квинтэссенция мальчишеского характера и поведения. А потому ошибки и
    промахи героя, его проказы и проступки, его выдумки и фантазии не только
    без труда воспринимаются маленькими читателями, но великолепно
    «примеряются» на себя. Причём «костюм» героя оказывается любому читателю
    впору, подтверждая тем самым поразительное мастерство закройщика.



    Главный герой Носова — незнайка


    Малыш Незнайка — без сомнения,
    большая удача Н.Н.Носова. Хотя по большому счёту и все предыдущие герои
    писателя — «незнайки». Витя Малеев и Коля Синицын из повестей, Мишка и
    Коля из рассказов — это мальчишки, которые пока мало что знают и умеют,
    но стремятся всё испробовать, узнать и сделать. Чаще всего с весьма
    сомнительным результатом.

    Вообще, «“незнайство”, связанное с детской наивностью»
    (С.Сивоконь), Н.Н.Носов использует и обыгрывает виртуозно, заставляя его служить в своих произведениях
    (реалистических и сказочных) и главным двигателем сюжета, и основным
    источником комического. Хотя сейчас речь, конечно, не совсем о том.
    Вернёмся лучше к нашему герою.

    Итак, Незнайка у Н.Н.Носова — герой вполне закономерный. И всё-таки его
    появление кажется странным. Ведь до начала 1950-х годов Носов сочинял
    реалистические рассказы и повести. За одну из них — «Витя Малеев в школе
    и дома» — он даже получил в 1952 году Сталинскую премию. И вдруг
    почему-то — сказка. Странно!

    А ничего странного здесь нет.



    Кое-что из истории создания «Незнайки»


    Середина
    XX века — время далеко не самое светлое и для литературы вообще, и для
    литературы детской в частности. Даже обласканная властью повесть о Вите
    Малееве довольно часто подвергалась нападкам за то, что мир школьников в
    ней изображён совершенно оторванным от жизни всей страны и,
    следовательно, он умышленно «сужен и обеднён». Где, спрашивалось в
    критических статьях, пионерская организация, где направляющая роль
    вожатых и учителей? И ведь на самом деле ничего этого в книжке Носова не
    было. Ну, что здесь прикажете делать писателю? Ломать себя? Или сменить
    направление? Вот разве что в сказке можно пренебречь пионерской
    организацией. А герой, непоседа и фантазёр, он и там приживётся.

    Когда
    впервые у Н.Н.Носова возникла мысль написать сказку о государстве
    коротышек, сказать трудно. Достоверно известно только, что в том же 1952
    году, направляясь с делегацией советских писателей в Минск на юбилей
    Якуба Коласа, Носов целую ночь напролёт проговорил с молодым украинским
    писателем Богданом Чалым (в то время редактором журнала «Барвинок»).
    Именно ему Носов поведал о замысле «Незнайки». Говорят, Чалый буквально
    влюбился в образ обаятельного коротышки и предложил сразу же, как только
    появятся первые главы произведения, даже не дожидаясь его окончания,
    опубликовать их в своём журнале. Предложение было принято, а слово
    сдержано. Так что впервые сказка была напечатана в журнале «Барвинок» в
    1953-54 гг. на двух языках — русском и украинском (в переводе
    Ф.Макивчука) — под названием «Приключения Незнайки и его товарищей» с
    подзаголовком «сказка-повесть». Незамедлительно
    она появилась и отдельным изданием, уже как «Приключения Незнайки и его
    друзей: Роман-сказка» (М.: Детгиз, 1954).

    Вторая часть — «Незнайка в Солнечном городе» — увидела свет в 1958 году
    сначала в журнале «Юность», а потом была издана книжкой (М.: Детгиз,
    1958).

    И, наконец, третий роман-сказка «Незнайка на Луне» впервые был
    опубликован в журнале «Семья и школа» в 1964-66 годах. Отдельное же
    издание появилось через год (М.: Дет. лит., 1967).

    Вот так для своего постоянного места жительства Незнайка получил целых
    три книги Н.Н.Носова, а сам писатель за предоставление герою столь
    уютного обиталища — Государственную премию РСФСР им. Н.К.Крупской. Это
    радостное событие произошло в 1969 году.



    Был ли у Незнайки прототип?


    На самом деле — был ли прототип у Незнайки?

    Был! Вернее, были. От вполне реальных до вполне сказочных.

    Поговаривают, например, что Незнайка буквально срисован с сына
    Н.Н.Носова — Петра. И волосы у него были вьющиеся, непослушные. И по
    характеру он — непоседа. При своём небольшом росте Пётр в детстве
    прекрасно играл в волейбол и баскетбол, потому что был прыгучий как
    мячик. Так что кое-что Незнайка мог позаимствовать и у Петра
    Николаевича.

    Хотя от своего создателя, самого Н.Н.Носова,
    герой тоже унаследовал некоторые черты. Вот, к примеру, коротышки не раз
    говорили, что Незнайка — мастер присочинить. Этот дар у него,
    несомненно, от Николая Николаевича. Или, скажем, пристрастие к шляпам с
    широкими полями. Ну, то, что Незнайка без своей шляпы никуда, — ясно. Но
    вот Носов… На одной из самых удачных его фотографий он как раз в
    шикарной шляпе. И сразу видно, он с ней — единое и неразрывное целое. А
    взять другую фотографию, и сходство будет просто разительным. На ней у
    маленького Коки (в начале прошлого века имя Николай уменьшали либо до
    «Коки», либо до «Ники») глаза огромные, совершенно круглые и ясные,
    просто те самые глаза, которыми Незнайка смотрит на нас с любой страницы
    носовской трилогии.

    Однако, по словам писателя, жизненный прототип Незнайки — это просто «ребёнок,
    но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребёнок
    вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой знания и в то же
    время с неусидчивостью, неспособностью удержать своё внимание на одном
    предмете сколь-нибудь долгое время, — в общем, со всеми хорошими
    задатками… и недостатками…»
    (Н.Н.Носов. О себе и своём творчестве).

    Это что касается «жизненных прототипов». Но, оказывается, были у
    Незнайки и совсем даже не жизненные прототипы.



    Незнайка — в прошлом Мурзилка да к тому же ещё и эльф


    Станислав Рассадин в
    книге, посвящённой творчеству Н.Н.Носова, пишет, что Николай Николаевич
    рассказывал ему о прочитанной в детстве сказке А.Хвольсон «Царство
    малюток: Приключения Мурзилки и лесных человечков», воспоминания о
    которой натолкнули его на мысль о Незнайке.

    Эта книжка на рубеже веков была весьма популярна. Героями её были
    малютки эльфы с забавными именами (Мурзилка, Чумилка-Ведун, Заячья Губа,
    Дедко-Бородач), а основу сюжета составляли их путешествия по миру и
    всевозможные дорожные приключения.

    Впервые
    Мурзилка и его друзья появились на страницах журнала «Задушевное слово»
    в 1887 году в сказке «Мальчик - с пальчик, девочка - с ноготок».
    Автором этой сказки была известная писательница Анна Борисовна Хвольсон
    (18..-1934), а иллюстрациями служили рисунки художника Палмера Кокса.


    Первое издание книжки «Царство малюток», включающее 27 рассказов и 182
    рисунка, вышло в 1889 году, а после уже следовали переиздания в 1898-м,
    1902-м и 1915-м.

    После революции 1917 года книжка А.Б.Хвольсон не переиздавалась ни разу,
    и о ней вскоре забыли. Поэтому и о родстве героев А.Б.Хвольсон и
    Н.Н.Носова почти никто не знал.

    Но вот недавно, в начале 1990-х годов, сказку о Мурзилке напечатали
    снова:



    Хвольсон А.Б. Царство малюток: Приключения Мурзилки и лесных
    человечков в 27 рассказах. — М.: ПолиКом, 1991. — 222 с.: ил.



    Хвольсон А.Б. Приключения Мурзилки и лесных человечков: В 27
    рассказах / Худож. В.Костылева, М.Гончаров. — Ижевск: Квест, [1993]. —
    147 с.: ил.



    И оказалось, что Мурзилка до невозможности похож на Незнайку. Он
    такой же хвастунишка, лентяй и бузотёр, из-за своего характера постоянно
    попадающий в разные переделки. Однако у этих двух героев имеются и
    различия. Мурзилка, например, заправский денди. Фрак или длинное пальто,
    цилиндр, сапоги с узкими носами, тросточка и монокль — непременные
    составляющие его каждодневного костюма. Так что пристрастие Незнайки к
    вызывающе ярким тонам в одежде неприятно поразили бы утончённый вкус
    Мурзилки.

    Но это отличие чисто внешнее, а что касается
    сути… Вот с этой самой сутью значительно сложнее. Хотя характер Мурзилки
    или, как его называют друзья, «Пустой головы» вполне схож с характером
    его литературного потомка, выписан Незнайка куда более детально и
    объёмно. И если у Хвольсон герой умышленно карикатурен и условен, то у
    Носова это живой, обаятельный и узнаваемый мальчишка. Поэтому, наверное,
    над безалаберным и хвастливым Мурзилкой читатели только смеются, а вот
    Незнайке часто сочувствуют, искренне его жалеют и любят.

    Мурзилка Хвольсон статичен. Он совершенно не меняется на протяжении всей
    книжки. Зато характер и внутренний мир Незнайки претерпевают
    существенные перемены, которые Носов изображает «тщательно и весьма
    достоверно психологически»
    (Ст.Разумневич). Если в первой части
    Незнайка легкомыслен и беззаботен, во второй любознателен и совестлив, в
    третьей — он почти приближается к образу типичного положительного героя
    любого приключенческого романа, становится «храбрым, находчивым,
    удачливым, а иногда, увы, чересчур сентиментальным»
    (И.Васюченко).

    Правда, задумывая своего Незнайку, Н.Н.Носов
    совсем не хотел углубляться в «психологические дебри». «Этим
    персонажам я свободно мог давать те чёрточки характеров, которые
    требовались по замыслу. Малютки эти, которых я назвал коротышками, были
    удобны тем, что я мог не развивать и не углублять их характеры, загружая
    повествование ненужными деталями, а снабжать их отдельными чёрточками,
    отражать какую-нибудь одну сторону характера, что вполне вязалось с их
    микроскопичностью и в то же время заостряло, обобщало образ,
    типизировало его»
    (из письма Н.Н.Носова Ю.С.Пухову). В принципе,
    этот замысел был блестяще реализован применительно ко всем персонажам
    сказочной трилогии. За исключением Незнайки. Он не мог не меняться,
    иначе утратил бы и внутреннюю достоверность образа, и симпатии
    читателей.

    Но вернёмся к Мурзилке. Почему же «позаимствовав» у Хвольсон образ
    героя, хотя и несколько трансформировав его, Носов пренебрёг его именем?
    Да потому что в середине XX века имя это было уже весьма «раскручено»
    популярным детским журналом. А сам Мурзилка стараниями художника А.М.Каневского из лесного эльфа
    превратился в забавное лохматое существо в беретике.

    Кстати, ещё немного о трансформации имени. Когда в 1924 году журнал
    утверждали, Мурзилкой назвали собаку, деревенскую дворняжку. А в 1950-е
    годы на киноэкранах нашей страны шли мультфильмы, в которых крошечный
    мальчик-репортёр (тоже по имени Мурзилка) из газеты «Пионерская правда»
    обличал пороки, побеждал великанов и летал в космос.

    Так что имя для своего героя Носову пришлось искать другое. И в этом ему
    помогли всё те же малютки эльфы Хвольсон, один из которых, Незнайка,
    был братом Знайки и полным его антиподом. В развитии сюжета
    дореволюционной сказки этот персонаж принимал незначительное участие,
    поэтому в компании братцев эльфов терялся совершенно.


    Категория: Новости | Просмотров: 639 | Добавил: comind | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz