С позиции междисциплинарного подхода дан анализ генезиса отклоняющегося поведения несовершеннолетних, раскрыты социально-психологические характеристики семей, детей, подростков группы социального риска, показаны пути их психолого-педагогической поддержки, коррекции, реабилитации. БЕЛИЧЕВА С.А. ОСНОВЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ РОССИИ», 1994. Книга знакомит с новой отраслью прикладного психологического знания — пре¬вентивной психологией. С позиции междисциплинарного подхода дан анализ генезиса отклоняющегося поведения несовершеннолетних, раскрыты социально-психологические характеристики семей, детей, подростков группы социального риска, показаны пути их психолого-педагогической поддержки, коррекции, реабилитации.
На основе результатов исследований охарактеризованы прямые и косвенные десоциализирующие влияния семьи, школы, неформальных подростковых групп, описан процесс ресоциализации дезадаптированных подростков как организованный социально-педагогический процесс.
Книга может быть полезна социальным работникам и педагогам, практическим психологам и учителям, а также может быть рекомендована студентам высших учебных заведений, готовящих вышеназванные кадры для воспитательно-профилактич>еской работы с детьми и семьями группы риска.
Скачать
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .........................>..................................................>........3
I. От объяснения причин преступности к ее предупреждению
1.1. Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью............>..................................................>................. 7
1.2. Превентивная психология: предмет, специфика, область применения...............>..................................................>........ 19
II. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации
11.1. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних.......>..................................................>............... 27
11.2. Междисциплинарный подход в исследовании социализации.............>..................................................>.................... 29
11.3. Интериоризация субъектом внешних социальных групповых регуляторов в процессе социализации .........................>.. 35
11.4. Особенности процесса социализации в маргинальный переходный период...................>..................................................>..... 45
11.5. Нарушения социализации. Прямые и косвенные десоциализирующие влияния..................>........................................ 58
III. Криминологический анализ психобиологических предпосылок асоциального поведения
111.1. О соотношении биологического и социального в генезисе преступного поведения................>.................................... 65
111.2. Психобиологические предпосылки асоциального поведения несовершеннолетних и их учет в воспитательно-профилактич>еской работе............................................>.................... 70
111.3. Проблема неосознаваемой регуляции преступного поведения в превентивной теории и практике.................>................ 80
IV. Особенности личности и психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных детей и подростков
IV.!. Общая дифференциация и типология детско-подростковой дезадаптации.............>................................................ 90
IV.2. Диагностически значимые признаки социальной дезадаптации .........................>..................................................>........95
1У.З. Референтные и ценностные ориентации социально дезадаптированных подростков...............>........................................ 104
IV.4. Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптированных несовершеннолетних.......>............................... 111
IV.5. Ресоциализация как организованный социально-педагогический процесс..................>............................... 121
220
V. Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска
V. 1. Функциональная несостоятельность семей группы риска....................>..................................................>.......................... 140
У.2. Предупреждение прямых и косвенных десоциализирующих влияний семьи....................>............................ 146
У.З. Типичные ошибки семейного воспитания.........................>. 152
VI. Предупреждение педагогической запущенности учащихся в школе
VI.!. Психолого-педагогические факторы школьной дезадаптации у учащихся .........................>....................................... 159
VI.2. Педагогический стиль и его влияние на межличностные отношения и психологический климат в коллективе класса...................>..................................................>.... 166
У1.3. Целенаправленное формирование ценностно-нормативных представлений учащихся.................>.......................... 173
VI.4. Половое воспитание и психосексуальное здоровье несовершеннолетних.......>..................................................>............... 180
VII. Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних и пути нейтрализации их влияния
VII.1. Классификация неформальных подростковых групп...... 187
VII.2. Характеристика подростковых криминогенных групп.... 192
VII.3. Социально-педагогическая превенция процесса приминализации неформальных подростковых групп....................>. 199
Заключение .........................>..................................................>... 207
Список литературы...............>..................................................>. 209
|